01.06.2018 14:50
Аналитика.
Просмотров всего: 9609; сегодня: 2.

Ученые из СПбГАСУ предложили способы снижения аварийности на дорогах

Ученые из СПбГАСУ предложили способы снижения аварийности на дорогах

Сотрудники кафедры наземных транспортно-технологических машин Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Е. В. Куракина и С. С. Евтюков провели исследование состояния параметров в сфере дорожного строительства и разработали комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию мест ДТП и снижение аварийности в целом. Результаты исследования опубликованы в журнале «Architecture and Engineering»

Станислав Сергеевич Евтюков – к.т.н., доцент кафедры наземных транспортно-технологических машин. Он участвовал более чем в 15 международных и всероссийских научных конференциях. Научные интересы ученого включают в себя разработку методов анализа и реконструкции ДТП, организацию и безопасность дорожного движения на автомобильном транспорте, дорожную и строительную технику. С. С. Евтюков опубликовал более 35 научных работ, в том числе – 3 статьи в Scopus и Web of Science.

Елена Владимировна Куракина – к.т.н., доцент кафедры наземных транспортно-технологических машин. Участвовала более чем в 10 международных и всероссийских научных конференциях. В сферу научных интересов Елены Владимировны входит организация и безопасность дорожного движения на автомобильном транспорте, экспертиза дорожно-транспортных происшествий, неразрушающий контроль для дорожно-транспортного исследования. Елена Владимировна – автор более 30 научных работ, в т. ч. 1 статьи в Scopus и Web of Science.

Безопасность дорожного движения во всех странах мира является существенным показателем безотказной и функционирующей системы «Водитель – Автомобиль – Дорога − Среда» (ВАДС), каждый компонент (подсистема) которой взаимосвязан и оказывает воздействие друг на друга, а показателем безопасности на дорогах является отсутствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с погибшими и пострадавшими. Проведенный анализ основных и относительных показателей дорожно-транспортной аварийности в 2007-2016 годах свидетельствует о некотором улучшении ситуации с безопасности дорожного движения (БДД) в Российской Федерации. Комплексное исследование системы ВАДС и структурных ее подсистем позволило выделить проблемные зоны, на которые в первую очередь быть направлены усилия.

Получение результатов исследования, проведенного в 2017 году, основано на применении усовершенствованной системы учета параметров автомобильных дорог на всем жизненном цикле. Несоответствие нормативным требованиям на стадиях проектирования и строительства привел к негативным последствиям в период эксплуатации. Например, несвоевременное разрушение дорожного покрытия, образование колейности, низкие сцепные качества дорожного покрытия, состояние проезжей части и обочин, особенно в зимний период, которые провоцируют аварийно-опасные ситуации на дорогах, что в общем случае снижает БДД и ведет к увеличению числа ДТП. Процесс определения недостатков и их дальнейшего устранения сводился к выполнению экспертного исследования, которое представляло собой комплекс последовательных систематизированных теоретических и практических способов или действий, направленных на выявление причин и факторов, повлекших возникновение отказа в системе ВАДС. Отказ в системе означал нарушение работоспособного состояния одного из ключевых компонентов – «Автомобиль», «Водитель», «Дорога» или их взаимосвязи, в том числе и «Среда», которые в свою очередь перестают выполнять частично или целиком свои заданные функции, что привело к нарушению безопасной работы всей системы. Анализ нарушения работоспособности или предупреждение отказа выполнен посредством качественного экспертного исследования.

Предметом исследования явились параметры состояния наземных транспортных средств и объектов дорожной инфраструктуры, а также результат их неблагоприятного воздействия – количество дорожно-транспортных происшествий. К задачам исследования относились анализ статистических данных аварийности на автомобильных дорогах и выявление параметров с целью дальнейшего установления эффективности предлагаемых мероприятий дорожно-строительной сферы, направленных на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий; получение фактических данных о параметрах состояния посредством современного автоматизированного, многофункционального диагностического оборудования; разработка мероприятий, направленных на совершенствование параметров дорожной инфраструктуры путем повышения безопасности дорожного движения, а также мероприятий, направленных на реконструкцию автомобильной дороги или строительство участков, обоснованных проектом; определение эффективности предлагаемых мероприятий.

Анализ статистических данных аварийности на автомобильных дорогах был выполнен аналитическим способом, включающий в себя методы коэффициентов безопасности и аварийности, метод выявления участков концентрации ДТП.

Получение информации о геометрии объектов дорожной среды, транспортно-эксплуатационных и технико-эксплуатационных условиях, характеристика объектов дорожной инфраструктуры было выполнено посредством диагностического и программно-вычислительного способов получения и обработки параметрических характеристик, включающий в себя систематический мониторинг, метод определения поперечной ровности дорожного покрытия, динамометрический метод определения ровности дородного покрытия, метод определения коэффициента сцепления автомобильной шины с дорожным покрытием, метод определения шероховатости дородного покрытия, метод определения прочности дорожной конструкции, автоматизированный расчет и анализ, метод панорамной видеосъемки автомобильных дорог.

Получена математически модель реализации процесса экспертного исследования с учетом исследуемых параметров. Установлена зависимость процесса исследования, проводимого диагностическим способом, в ходе которого определены параметры состояния дорожной инфраструктуры. Также разработан алгоритм исследования состояния параметров дорожной инфраструктуры.

Выполнена оценка параметрических характеристик объектов и условий, которая представляет собой заключение о результатах проведенного исследования, последнее направлено на следующее: состояние аварийности на исследуемом участке; выявление участков концентрации ДТП на автомобильных дорогах; определение «слабых» участков автомобильных дорог с целью определения качественной составляющей дорожной инфраструктуры; создание автоматизированного банка дорожных данных (АБДД) о «слабых» участках автомобильных дорог с целью информированности и повышения качества выполнения экспертных исследований; соответствие полученных значений параметров состояния транспортных средств и дорожной инфраструктуры требованиям нормативно-правовых документов; определение риска возникновения ДТП.

На основании полученных данных разработаны мероприятия, направленные на совершенствование параметров дорожной инфраструктуры путем повышения безопасности дорожного движения, а также мероприятия, направленные на реконструкцию автомобильной дороги или строительство участков, обоснованных проектом.

Исследование проводилось на автомобильных дорогах Ленинградской области регионального значения. В качестве примера представлен участок автомобильной дороги «Подъезд к г.Колпино». Получены результаты натурного исследования места концентрации ДТП а/д «Подъезд к г.Колпино». Для данного участка разработаны мероприятия, направленные на ликвидацию мест концентрации ДТП, сформированы в перечень мер и классифицированы по малозатратным, среднезатратным и высокозатратным пакетам.

Предложены для ликвидации мест концентрации ДТП первоочередные мероприятия, приоритетные перспективные с ожидаемым изменением состояния аварийности (%) в результате их проведения. Рекомендованы обязательные мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения, должны соответствовать ГОСТ Р 50597, предъявляющий требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализ данных, полученных диагностическим и обработанный аналитическим и программно-вычислительным методами, дает возможность получить фактические результаты состояния безопасности дорожного движения и соответствия параметров нормативным требования. Получение фактических результатов о параметрах позволяет разработать мероприятия, направленные на ликвидацию мест ДТП, снижения аварийности в целом. А также для возможности прогнозирования возникновения риска ДТП, в том числе на местах концентрации ДТП.


Ньюсмейкер: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет — 155 публикаций
Поделиться:

Интересно:

В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
22.04.2024 18:24 Новости
В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
Создать паспорта для каждого памятника и мемориала, в первую очередь посвященного Великой Отечественной войны, решили по итогам обсуждения реализации партпроекта. Об этом сообщает пресс-служба «Единой России». «Это позволит нам точно знать, сколько памятников в Херсонской области, в каком они...
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
22.04.2024 17:39 Консультации
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
Эксперты и общественные помощники Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Владимира Головнёва делятся с бизнес-сообществом полезной информацией на актуальные темы. Общественный помощник Уполномоченного по государственным закупкам – Сергей Маковеев подготовил очередную...
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
22.04.2024 16:56 Новости
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
21 апреля 2024 года на мемориальном комплексе «Зееловские высоты» была проведена памятная церемония возложения венков. Об этом сообщается на странице Посольства России в Германии в соцсети ВКонтакте. В мероприятии приняли участие сотрудники Посольства Российской Федерации в ФРГ, Представительства...
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
22.04.2024 12:29 Новости
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
Чтобы понять обстановку, сложившуюся к 22 апреля 1945 года, необходимо начать с того, что предшествовало штурму Берлина. К концу марта 1945 г. военное положение Германии было патовым, хотя Вермахт продолжал оказывать активное сопротивление и насчитывал до 220 дивизий и бригад. Также в распоряжении...
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
20.04.2024 09:02 Новости
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
Начавшаяся 30 сентября 1941 года битва за Москву завершилась 20 апреля 1942 года. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. Враг потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий и другой...